Давным-давно, когда еще не было компьютеров и Интернета, в далекой-предалекой стране, которая больше не существует, жил-был талантливый волшебник и настоящий мастер своего дела Георгий Францевич Милляр.
Пожалуй все, кому за 20, вспомнят хотя бы одну роль этого актера, и эта роль, наверняка, будет сказочной.
Георгий Милляр очень много работал с режиссером Александром Роу. Первая самостоятельная работа Роу «По щучьему веленью» (1938 г.) стала стартом «сказочной» карьеры для актера. До этого фильма среди отечественных кинематографистов считалось, что волшебный персонаж может существовать только в мультипликации. Однако творческий дуэт Милляр-Роу создал целый жанр фильма-сказки.
«Его царь Горох не просто откровенный дурак, а злой, беспощадный и суеверный дурак — самый опасный вид дурака», - А. Роу
В сороковых годах последовали роли в «Коньке-горбунке» (1941 г.) и фильме «Принц и нищий» (1942 г.).
Кадр из фильма «Конек-Горбунок»
К сожалению, Милляра редко приглашали на драматические роли. Однако он сыграл в большом количестве фильмов по классическим произведениям: «Овод», «Поединок», «Майская ночь, или Утопленница», «Капитанская дочка», «Му-му», «Судьба человека», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Война и мир». Даже в эпизодических ролях Георгий Францевич всегда заметен, а уж по голосу его можно узнать в любом гриме.
Черт в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» в исполнении Г. Милляра
Не перестаю удивляться, как Милляру удавалось играть по несколько ролей в одном фильме, хотя чаще всего в титрах указана только одна.
Г. Милляр в роли старой кодуньи (вверху) и шута в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» (1958 г.)
Очевидно, что в таких случаях особая ответственность ложилась на гримеров. Мой детский глаз не мог понять, что и дядя, и тетя на экране - это один и тот же человек. Честно говоря, не будь у меня под рукой Википедии, я бы так и жила в неведении, а значит дело не только в костюмах.
Наиглавнейший церемониймейстер (вверху) и вдовствующая королева в исполнении Георгия Францевича («Королевство кривых зеркал» 1963 г.)
Необычайно очаровательными выходили у актера отрицательные персонажи, не зря его называли официальным представителем нечистой силы в кинематографе. Однако такие герои требовали некоторых жертв в гримерной: бывало, в ход шла обычная зеленка и ласты.
Квак из фильма «Марья искусница» (1959 г.)
Грим занимал до 6 часов в день, но ради таких чудесных ушек стоило стараться. Это вам не термопластик лепить, они и правда пушистые. Мне очень по душе отец-одиночка царь Чудо Юдо.
«Варвара-краса, длинная коса» (1969 г.)
Даже обычные на вид персонажи в исполнении Милляра все равно запоминаются своей мимикой и чуднЫми движениями. Рыжие бакенбарды только усыпляют бдительность незадачливых зрителей, заставляя думать, что слуга Картауса - обычный недотепа.
Милляр в роли Кастрюка в фильме «Финист-Ясный Сокол» (1975 г.)
Милляр и сам был немного гримером, правда радикальным. Перед началом работы в «Кащее Бессмертном» (1944) он сбрил все волосы и брови. А после малярии, которую актер перенес прямо перед съемками, его внешность как нельзя лучше подходила для царя загробного мира. Страшноватенько было бы повстречать такого человека в метро.
Кадр из фильма «Кащей Бессмертный» (1944)
Этого злодея из русских сказок актеру приходилось играть несколько раз. В фильме времен ВОВ Кащей действительно страшный, злой и совсем не вызывает симпатии. Но вспомните, какой персонаж получился в картине «Огонь, вода и медные трубы» (1967). По-настоящему волшебный, забавный и обаятельный Коша, который объелся молодильных яблок, подобрел и решил жениться.
«Коша, надень шапочку, а то лысинка простынет!»
А что за Баба Яга получалась у Милляра, сколько раз он ее играл?! От фильма к фильму она обрастала человеческими слабостями и постепенно превратилась из олицетворения злой силы в харизматичную старушку.
"В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхлела, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил", - рассказывал сам Георгий Францевич.
Галерея Бабок Ежек от Г. Милляра
«Василиса прекрасная» (1939 г.)
«Морозко» (1965 г.)
«Огонь вода и медные трубы» (1967 г.)
«Золотые рога» (1972 г.)
На последок оставлю парочку отрывков с моими самыми любимыми сказочными злодеями.
Пока я готовила материал, наткнулась на одну историю, которая меня очень тронула.
В 1988 году Георгия Францевича пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Актер знал, что в зале около тысячи мест и не мог оставить детей без сюрприза. Он накупил школьных альбомов для рисования и нарисовал цветными карандашами несколько сотен открыток с подписью: «С любовью, Г.Ф. Милляр». Говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребятеночку»… Но концерт то ли отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за актером так никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему об отмене мероприятия...
Г.Ф. Милляр на фоне своих рисунков
Грустная история, да и в последние годы Милляр не был востребованным, но мне все же не хочется думать, что его работы больше не нужны современному зрителю.